ИНФОРМАЦИЯ «О наиболее распространенных способах хищений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, и порядке обращения в правоохранительные органы за защитой прав»

ИНФОРМАЦИЯ
«О наиболее распространенных способах хищений, совершаемых с
использованием информационно-коммуникационных технологий, и порядке
обращения в правоохранительные органы за защитой прав»
Проблема защиты граждан от хищений с использованием информационно-коммуникационных
технологий продолжает оставаться крайне актуальной. Анализ данных уголовно-правовой статистики
свидетельствует о росте числа таких преступных деяний. К наиболее типичным способам их совершения
можно отнести следующие.
Злоумышленники звонят гражданам, представляясь сотрудниками банков, называя их по имени,
отчеству, просят сообщить данные банковских карт (номер, CVC (CVV), PIN-коды и т.п.) для
предотвращения якобы несанкционированного списания денежных средств либо оформления кредита.
Используя персональные данные, получают удаленный доступ к личному кабинету клиента банка,
осуществляют перевод денежных средств без ведома собственника. При этом, как правило, преступники
используют программы подмены телефонных номеров, в связи с чем номер входящего звонка
определяется у клиента как номер банка.
Зачастую введенные в заблуждение граждане сами переводят денежные средства на счета, указанные
мошенниками. Распространены хищения с использованием преступниками сервиса «Avito». Вводя
гражданина в заблуждение относительно своего намерения приобрести или продать товар, в ходе
телефонных разговоров злоумышленники узнают интересующие реквизиты банковской карты
потерпевшего, при помощи которых впоследствии списывают денежные средства со счета независимо
от воли законного владельца.
В ряде случаев предлагается перейти по ссылкам, на которые указывает лжепродавец, для
последующего перевода денежных средств, после чего такое лицо не предоставляет оплаченный товар и
не выходит на связь. Кроме этого, преступники, используя базы данных компаний мобильной связи,
массово рассылают SMS-сообщения следующего содержания: «Ваша карта заблокирована. Для
разблокировки необходимо позвонить по номеру…».
Большинство граждан, вместо того, чтобы сразу обратиться в ближайший офис своего банка для
проверки поступившей информации либо осуществить звонок в службу клиентской поддержки,
перезванивают по указанному в SMS-сообщении номеру, в ходе разговора передают злоумышленникам
информацию о банковских реквизитах, в том числе о PIN-коде, после чего осуществляется незаконное
списание денежных средств. Зачастую граждане сами переводят денежные средства на указанные
преступниками «защищенные» счета якобы для их сохранения. Фактически денежные средства
выбывают из законного владения, и собственник не имеет к ним доступа.
Хищения денежных средств у граждан совершаются также путем направления SMS-сообщений о
выигрыше, для получения которого необходимо перевести денежные средства на указанный
абонентский номер. Распространены факты, когда преступники представляются родственниками либо
знакомыми потерпевших, рассказывают, что попали в беду (стали виновником дорожно-транспортного
происшествия, задержаны сотрудниками полиции, срочно требуются деньги на операцию и тому
подобное) и просят срочно предоставить им денежные средства. Более того, злоумышленники
взламывают электронную почту, аккаунты в соцсетях, после чего от имени пользователя рассылают
гражданам, сведения о которых имеются в контактах данного лица, просьбы о займе денежных средств,
в результате деньги поступают на счет мошенника.
Неединичными продолжают оставаться факты мошенничества посредством сбыта через интернет-
магазины «чудо-приборов», техники, препаратов и лекарств, товаров и услуг по якобы льготным
расценкам, а фактически по завышенной цене. Иногда потерпевшие получают товары и услуги ниже
заявленного качества или не получают их вовсе. Имели место факты перевода крупных денежных сумм
мошенникам в счет оказания экстрасенсорных услуг. Потерпевшие, будучи введенными в заблуждение,
переводили за «снятие порчи», «предсказание судьбы», «очистку кармы» злоумышленникам денежные
средства.
Выявлены случаи навязывания услуг якобы по защите прав лиц, ранее пострадавших от преступных
посягательств либо в результате действий недобросовестных поставщиков товаров и услуг.
Представляясь сотрудниками государственных органов либо организаций, осуществляющих помощь
гражданам, которым причинен ущерб, под вымышленными предлогами (оплата труда адвоката,
составление искового заявления, комиссия за перевод денег в счет компенсации ущерба,
несуществующий налог) требуют передачи денежных средств, фактически не имея намерений
выполнять взятые обязательства.
Для минимизации возможных потерь и защиты владельцев банковских карт необходима простая
бдительность и осторожность граждан. Категорически нельзя сообщать посторонним лицам данные
карты, персональные данные и коды, присланные в СМС; предоставлять таким лицам доступ к
банковской карте через онлайн-банкинг. В любых подозрительных ситуациях нужно звонить в банк,
выдавший карту, по номеру, указанному на ее оборотной стороне, либо самим перезванивать лицам, от
имени которых представились мошенники. Следует не поддаваться желанию получить сомнительный
выигрыш либо компенсацию и не переводить для этого денежные средства, а также оплачивать товар
только после его получения, не пользоваться сомнительными услугами.
В случаях, если гражданин пострадал от мошеннических действий с банковскими картами, необходимо
незамедлительно обратиться в банк, сообщить, что списание денежных средств произошло против воли
собственника, заблокировать карту, получить выписку о движении денежных средств по счету (по
возможности), подать заявление в правоохранительные органы. В любом случае, если совершаются или
совершены мошеннические действия, необходимо обратиться лично с заявлением о преступлении в
любой территориальный орган МВД России (подразделение полиции) либо по телефону.
Прокуратура ТО пресс-релиз

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *